24 сентября 2019
283

Гали Искалиев: Приоритет – повышение уровня дохода каждой семьи

Итог работы за 100 дней пребывания на посту руководителя области подвел аким Западно-Казахстанской области Гали Искалиев в интервью главным редакторам областных газет.

 

Было отмечено, что ключевым в деятельности руководства области было и остается повышение благосостояния населения в свете стратегического курса, определенного Елбасы Н. А. Назарбаевым и заложенного в поручениях Главы государства К. Токаева. Аким области рассказал журналистам о приоритетных проектах социально-экономического развития региона, о реализации важнейших государственных программ, поделился своим видением решения многих актуальных вопросов.

 

– Гали Нажмеденович, чем ознаменованы для Вас первые сто дней в должности акима области?

 

– Пожалуй тем, что, в первую очередь, постарался ответственно подойти к изучению и выработке стратегии дальнейшего развития области на среднесрочный период, подбору необходимых для ее реализации кадров, а также подготовке базовых решений для формирования бюджета области.

 

Как известно, основной стратегический вектор социально-экономического развития любого региона Казахстана определен политическим курсом Елбасы Н.А. Назарбаева и заложен во всех поручениях Главы государства К. Токаева. Нацелен он, прежде всего, на повышение качества жизни населения.

 

В области успешно продолжается реализация важнейших для региона проектов по улучшению уровня жизни западноказахстанцев. Построено и отремонтировано около 1 тысячи км дорог, в этом году начато строительство дорог, которые соединят три самых отдаленных райцентра – Сайхин, Жанибек и Казталовку с областным центром. В текущем году завершится газификация 9 сельских населенных пунктов Казталовского района (96,1% населения), будет подведено централизованное водоснабжение к 40 сельским населенным пунктам области (85% населения), построено 450,0 тыс. кв. м жилья.

Конечно, есть и проблемные вопросы. Основные из них были озвучены во время приезда правительственной делегации во главе с Премьер-Министром страны А. Маминым. Сейчас с министерствами прорабатываем решения данных проблемных вопросов.

Также на уровне центральных органов были решены некоторые вопросы двух наших предприятий оборонной промышленности – заводов «Зенит» и ЗКМК.

Как известно, инвес­тиции были и остаются фундаментальным фактором роста и развития экономики. В текущем году область посетили практически все первые руководители институтов развития АО «Национальный холдинг «Бәйтерек», с поддержкой национальной компании «KazakhInvest», с ними обсуждены конкретные предложения привлечения инвестиций в экономику края. Определенный эффект призван дать созданный центр по обслуживанию инвесторов, а также состоявшийся недавно в Уральске форум цифровых технологий. В целом подготовлено около 30 структурированных предложений для инвесторов. Все эти меры, ожидается, дадут импульс активизации бизнеса уже с 2020 года. Разумеется, привлечение частного капитала, развитие малого и среднего бизнеса в области нацелены на глубокую экономическую интеграцию одновременно с поддержкой социальных программ.

 

– Известно, что развитие промышленности региона всегда было и остается первоочередной задачей успешного решения задач социально-экономического развития.

 

– В структуре промышленного производства региона доля нефтегазовой промышленности почти 90%, в структуре местных налогов 50%. Доля нефтегазовых компаний в общем объеме инвестиций также является высокой – около 70%. И это заслуга Первого Президента Казахстана, Елбасы, благодаря политике которого в 90-е годы были созданы условия для привлечения в наш регион мировых компаний.

Сейчас наша задача максимально локализовать сервисное обслуживание нефтегазового сектора и производство комплектующих изделий. За последние годы достигнуты хорошие показатели по увеличению доли наших компаний в закупках КПО б.в. с 47 до 60%, в том числе товаров – до 12%. Мы продолжим эту работу. Во второй половине октября пройдет региональное совещание по развитию местного содержания с участием нефтегазовых компаний и местных предприятий. Будем подробно обсуждать план по локализации на следующие 2 года.

В ноябре завершим разработку ПСД по строительству инфраструктуры для индустриальной зоны площадью 281 га в 20 км от города Уральска, в следующем году планируем начать строительство инфраструктуры к ней. Уже есть заинтересованность иностранных компаний по управлению и строительству предприятий.

Очень большой экономический эффект может дать производственная переработка газохимии из жирного кислого газа, который в настоящее время закачивается в продуктивный пласт.

Важным фактором для создания новых предприятий является наличие технических специалистов. Уральск раньше имел в этом вопросе свои преимущества, так как работали крупные оборонные заводы с богатой историей и квалифицированными специалистами. Но сейчас там небольшое число молодых специалистов, соответствующих требованиям современных технологичных производств. Руководством области было принято решение отказать в выдаче квот на привлечение иностранной рабочей силы IV категории (183 человека) и значительное сокращение III категории (примерно на 120 человек). Например, в одной из иностранных компаний работают 68 электросварщиков из Индии. Да, они заняты на сложных участках, где присутствуют агрессивная среда и высокое давление. И возможно сегодня у нас нет специалистов по технологическому регламенту (WeldingProcedureSpecification), но уверен, что их можно подготовить. А это уже будет 68 семей с высоким уровнем дохода.

Мы предложили КПО б.в. разработать программу подготовки кадров и создать совместный современный учебный центр, выпускники которого могли бы работать по всему миру, а также в будущем они станут средним и высшим инженерным менеджментом для создания новых производств в ЗКО. Консорциум – это наш долгосрочный партнер и местные квалифицированные кадры тоже входят в круг его интересов.

Есть также вопросы с качеством подготовки кадров некоторых наших колледжей. Считаю, что надо колледжи передать по конкурсу в доверительное управление без права выкупа частным предприятиям, которые занимаются реальным и эффективным производством. Пусть готовят для себя специалистов с гарантированным трудоустройством на своем предприятии или для других компаний. Частный менеджер всегда эффективнее государственного в таких вопросах.

 

– Расскажите о перспективах развития агропромышленного комплекса региона.

 

– Западно-Казахстанская область занимает второе место в Казахстане по количеству КРС мясного направления. В соответствии с программой развития животноводства, к 2027 году стоит задача увеличить численность поголовья в два раза, т.е. до 1 миллиона голов.

В области на сегодня насчитывается 640 тыс. голов крупного рогатого скота, 1400 тыс. голов овец и коз, 200 тыс. голов лошадей.

У самой западной области республики есть большие перспективы по мясному животноводству при имеющейся комплексной и стабильной государственной поддержке. Благодаря господдержке и инвестициям частного капитала в области поставлен курс на развитие своих племенных хозяйств, наращивание темпов переработки и воспроизводства в мясном животноводстве.

Якорная кооперация – это наша цель. Как показывает опыт, административно заставлять мелкие хозяйства сплачиваться, говорить, как им работать, что производить, неэффективно. Все должно происходить рыночным путем с акцентированной государственной поддержкой наиболее эффективных направлений и проектов.

Мы склоняемся к тому, чтобы выстраивать так называемую якорную кооперацию, правильно оформленную вертикаль, в которой задействованы племенные хозяйства – репродукторы, крестьянские хозяйства и сельские кооперативы, откормочные площадки, перерабатывающие мясокомбинаты. И чем больше якорных проектов с участием местных предпринимателей или иностранных инвесторов мы сможем организовать, тем выше шансы, что мы достигнем двукратного увеличения поголовья, сможем обеспечить мясом внутренний рынок и выйдем на новые показатели экспорта.

Также надо восстанавливать наши знаменитые породы казахской белоголовой породы КРС, едильбаевской породы овец, кушумской породы лошадей.

Аграрный сектор занимает намного меньшую долю во внутреннем региональном продукте, однако имеет очень важное значение для региона, а также имеет большой потенциал. В 1980-ые годы площадь посевов в области составляла более 1,5 млн. га, сейчас всего 540 тыс. га. Благодаря системной и планомерной работе по учету и контролю за эффективным использованием земель в Западно-Казахстанской области за последние годы возвращено государству более 1 миллиона гектаров неиспользуемых земель.

Это сделано для того, чтобы плодородные земли не залеживались, а приносили пользу тем, кто способен и желает работать на полях.

Проводимый спутниковый мониторинг всех участков позволяет выявлять неиспользуемые площади земель как на селе, так и в городах.

Развитие животноводства требует собственные корма. И это напрямую зависит от нашей реки Урал. Уровень воды в реке упал в 2,5 раза по сравнению со средним уровнем за последние несколько десятков лет. Во время рабочей поездки Премьер-Министра РК, мы показали нынешнее состояние реки. По его поручению вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК и мой заместитель уже побывали в Республике Башкортостан. Я разговаривал с новым губернатором Оренбургской области. Там тоже непростая ситуация с рекой Сакмара (приток Урала) и рекой Урал. Решили, что надо обращаться к руководству наших стран с предложением разработать межгосударственную программу по спасению Урала, иначе нельзя.

Это наша важнейшая и долгосрочная задача. А пока делаем локальные проекты по водообеспечению. В этом году была очистка русла реки Чаган. Планируется завершить реконструкцию водных каналов Жанибекского района, капитальный ремонт сооружений участков лиманного орошения Торткулак-Карасу Жангалинского района, площадью орошения 16,5 тыс. га, капитальный ремонт 4-х плотин Бурлинского района. Разрабатываются проекты по обводнению земель левобережья реки Урал, по реконструкции Жаикбайского канала Таскалинского района, Жаксыбайской системы лиманного орошения Каратобинского района, 2 проекта по реконструкции лиманного орошения Казталовского района, начали разработку технико-экономического обоснования сохранения и развития озера Шалкар.

Однако это небольшие проекты. Для реализации всего потенциала региона нужны большие инвестиции в магистральные каналы, строительство насосных станций, механическая очистка десятков каналов, восстановление шлюзов и т.д. А любые инвестиции надо возвращать. Либо через субсидируемый тариф, либо как это сделано в Казталовском районе, за счет частных инвестиций. Здесь восстановлено лиманное орошение на 4000 га, причем основную часть затрат понес частный инвестор, который строит откормочную площадку на 20 000 голов КРС.

Поэтому мы договорились с министром экологии, геологии и природных ресурсов сделать комплексный план развития системы водоснабжения и водонакопления в сельских территориях ЗКО.

Наша область находится в зоне рискованного земледелия. Урожайность полей многих наших хозяйств зависит от количества осадков. Есть и те, кто, применяя современные технологии, качественные семена, всегда получают до 20 ц/га.

– Наличие обширных пастбищ, сенокосов, орошаемых земель позволяют нам производить дешевую говядину, баранину, конину. Города Уральск и Аксай в перспективе надо опоясать молочным поясом. Поэтому мы сформировали рабочую группу из опытных людей, ученых, практиков, которая готовит программу по повышению дохода сельского населения посредством выращивания животных в личных подсобных хозяйствах, по превращению животноводства области в одно из прорывных направлений сельского хозяйства. Тем, кто может и желает развивать свое личное подсобное хозяйство, планируем предложить системную поддержку, включая анализ заемщика, консультации, учебу, льготный кредит, предоставление пастбища, селекционную работу, организованный сбыт и переработку продукции и т.д. Здесь нужно избежать ошибок, которые мы ранее допускали, когда раздавали кредиты всем подряд.

Основой областной программы будут районные программы в разрезе сельских округов. За разработку и их реализацию персональную ответственность будут нести акимы всех уровней, так как это и есть стратегия развития районов и сельских округов. Эта программа позволит решить двуединую задачу. Борьбу с бедностью, давая возможность малообеспеченным семьям и самозанятому населению получать хорошие доходы и одновременно поднять эффективность производства на селе.

 

– Что для Вас главное в таких программах?

 

Для меня важной задачей является создать условия для получения людьми высоких и стабильных доходов. Сделать это можно через производство или торговлю. В стране есть достаточно хорошие инструменты по кредитованию, лизингу, участию в капитале проектов. Для МСБ вместе с НПП «Атамекен» готовим «100 проектов для МСБ ЗКО» с рекомендациями по перспективным направлениям развития или создания своего бизнеса. Для среднего и крупного бизнеса СПК «Орал» разработала около 30 предложений для инвестиций в различных отраслях, производство товаров, туризм, торговляи т.д. на общую прогнозную сумму инвестиций более 160 млрд. тенге. Нужны качественно проработанные проекты и сопровождение инвесторов от двери до двери. Это очень важные составляющие инвестиционного развития региона. Можно еще больше найти проектов. По каждому из них нужно найти инвестора, все ему объяснить, встретиться, помочь с документами, координировать работу с госорганами и так далее. Кстати, я до сих пор в поисках людей, которые готовы помочь нам в этой работе. Считаю, что только реальные частные инвестиции могут быть основой для социально-экономического благополучия страны.

 

– По области реализуется обширная строительная программа, в чем ее достоинства и недостатки?

 

Конечно, бюджет инвестирует в социальные объекты и инфраструктуру, которые обслуживают население. Задача, чтобы каждый объект был качественным, удобным и безопасным для людей, хорошо вписывался в общий архитектурный ансамбль населенного пункта. Чтобы затраты на его эксплуатацию были оптимальными. Все новое безусловно нас радует, но надо думать и о том, насколько целесообразны, к примеру, большие спортивные комплексы в маленьких населенных пунктах, где они потом будут простаивать безлюдно. Пусть потрачены средства из госказны, пусть частного инвестора! Давайте строить, создавать то, что будет окупаться, что остро нужно на сегодня.

Мы работаем над тем, чтобы закрепить у наших работников понимание, что процесс возведения объекта за счет бюджетных средств не должен отличаться от процесса строительства частного объекта. Начиная от идеи и заканчивая расчетом затрат при эксплуатации объекта. Это определение источника финансирования, уточнение прав и обязанностей всех заинтересованных сторон проекта, качественное техзадание на разработку ПСД и проектирование, а также сопровождение до сдачи объекта в эксплуатацию.

Для качественного планирования развития области мы разработали 5-летний план строительства объектов, включая объекты ГЧП и частные проекты, где нужна государственная поддержка. С указанием места и периода строительства, потенциального источника финансирования. Думаю такой план развития будет интересен всем и населению, и бизнесу, чтобы готовить свои планы на 3-5 лет вперед.

Например, скоро начнется строительство нового микрорайона «Ақжайық». Мало кто знает, что там будет через 3 года. Хотя планируется за это время построить около 800 квартир, детские сады, школы, офисные здания и т.д. с учетом льготных государственных программ по жилью, думаю, что многие захотят купить здесь квартиры вместо того, чтобы строить маленькие дома вокруг города, где нет никаких условий для нормальной жизни. При строительстве объектов будем активнее использовать инструменты ГЧП. При правильном подходе ГЧП снижает нагрузку на бюджет государства и определяет надежного партнера, который спроектирует и построит объект лучше, чем через госзакупки.

Очень важный блок – управление проектами. Для его внедрения мы в области начали с использования платформы Битрикс24, что помогает оперативно реагировать на изменения хода строительства объектов.

 

 

 

– Улучшение уровня жизни населения в наши дни все больше зависит от цифровизации. Как реализуется эта важнейшая программа в области?

 

– Наша область не только богата своей историей, природой и достопримечательностями. Мы намерены стать «умным» регионом, в котором проживают жители, ежедневно пользующиеся передовыми цифровыми технологиями.

Для удобства наших граждан и снижения коррупционного риска продолжаем внедрение цифровых технологий. В области реализуются свыше 100 проектов по всем направлениям экономики. До конца года будет запущен геопортал Западно-Казахстанской области. На данном геопортале будет доступна спутниковая съемка сельскохозяйственного производства для эффективного управления земельными ресурсами, мониторинг деятельности недропользователей для выявления нарушений в сфере использования земельных ресурсов, также землепользователей для выявления незарегистрированных построек. Также планируем создать геоналоговый портал, который позволит выявлять теневой бизнес.

В текущем году запущен городской call-центр аварийно-коммунальных служб iKomekUralsk 109. Уже поступило около 15 тысяч звонков, отработано свыше 7 тысяч обращений. Планируем усилить аналитический блок данной службы для поиска системных решений по жалобам населения.

В целях повышения доверия граждан и обеспечения единой точки дозвона для всех экстренных служб создается Единая дежурно-диспетчерская служба «112». В единый номер будут объединены службы 101, 102, 103 и 112. Данный проект предполагает слаженное взаимодействие всех служб при отработке обращений, рациональное использование ресурсов всех служб, сокращение времени реагирования.

 

Цифровизация – это уже настоящее. Нам важно не отставать от современного мира. 

– Что вообще нужно сделать, чтобы жители самого европейского города Казахстана почувствовали результаты десятков госпрограмм, которые обещают нам лучшую жизнь?

 

Сложный вопрос. Только госпрограммами не изменить город или село. Наверное надо, чтобы было как можно больше неравнодушных людей, которые бы делали «европейским» свой двор, улицу, предлагали и реально помогали на деле менять город или село. Взять к примеру озеленение города, как пример быстрого и недорогого изменения облика города. Город считается зеленым, но, в основном, у нас растет карагач, который трудно назвать красивым деревом. Ежегодно выделяется около 130 млн. тенге на посадку и содержание однолетних цветов на площади около 20 000 кв.м. Такие цветы в лучшем случае украшают город 4-5 месяцев, в остальное время это открытый черный грунт. Когда вокруг одни карагачи и пустые цветники сложно говорить о формировании внутренней «европейской» культуры человека. Будем разрабатывать эскизы цветников, сажать декоративные деревья и многолетние цветы с гарантированной приживаемостью. Для этого разработали техническую спецификацию закупок сроком действия 3 года. Подрядчик получит деньги только, если все растения приживутся и 3 года будут расти.

И таких примеров можно привести много. Тротуарные зоны, парковки, освещение и т.д. Соблюдать дизайн городских пространств, который бы учитывал интересы жителей города не требует больших денег. Если каждый будет ответственно подходить к тому, что делает, город и село будут намного лучше.

 

– В этом году население не раз оставалось без воды и электричества. Что планируется делать с субъектами естественных монополий?

 

– Есть большие вопросы по стратегически важным предприятиям, по субъектам монополий. Аварии на канализационных коллекторах, неготовность Зап-Каз РЭК к оперативному устранению последствий сильного ветра, долги ТЭЦ за газ говорят о необходимости значительной модернизации поставщиков коммунальных услуг. За почти два десятилетия только новая ГТУ на 25 МВТ была установлена в «Жайыктеплоэнерго» и все.

Мы имеем значительные потери в электрических и тепловых магистралях, низкий КПД ТЭЦ, полностью изношенное оборудование у «Батыс Су Арнасы». По ТЭЦ нами проведен анализ убыточности предприятия и выработан план выхода на самоокупаемость за 2 года, конечно не без помощи Правительства РК на данном этапе. По «Батыс Су Арнасы» также сделан анализ деятельности. Необходимо усилить работу по водосбережению в том числе за счет дифференциации тарифа за потребление сверх нормы. Искать альтернативные источники пресной воды, так как ситуация с рекой Урал непредсказуема. В этом году уже был случай, когда половина города осталась без воды из-за снижения уровня реки. Предприятие ранее было отдано в доверительное управление частной компании. К ней претензий нет. За счет эффективного управления была повышена зарплата, снизились убытки, но учитывая необходимость больших инвестиций, мы договорились с ней о возврате предприятия в управление акиматом города. Начали готовить план по модернизации. Зап-Каз РЭК также находится в управлении частной компании и план по модернизации рассматривается на уровне министерств.

 

– Всегда много вопросов по государственным закупкам. Что-то собираетесь менять в этом вопросе?

 

– Недавно на расширенном заседании Правительства Глава государства К. Токаев отметил, что в 2018 году объем государственных закупок составил 4,4 трлн. тенге, из которых 3,3 трлн. тенге осуществлены из одного источника без конкурса.

У нас картина лучше, из общей суммы закупок на 160 млрд. тенге, 66% были проведены через открытые конкурсы. То есть, всего 34% закупок проведены без конкурса.

Мы обратили внимание на другую ситуацию, в части косвенных расходов бюджетных средств, в том числе на задействование человеческих ресурсов.

Эти 34% закупок занимают значительное время служащих. Примерно 138 тысяч договоров заключается ежегодно в результате проведения государственных закупок без открытого конкурса. Еще 22 тысячи договоров заключается при конкурсах через ценовое предложение. Анализ показал, что наибольшую сумму 21,7 млрд. тенге или 46% от всей суммы через «прямые договора» осваивают управления образования, строительства, физической культуры и спорта.

Я на августовской конференции педагогов говорил, что нам надо освобождать директоров школ от закупок. Анализ планов государственных закупок школ показал, что они закупают 132 вида различных услуг. При этом, иногда под разными названиями закупаются одни и те же виды услуг. Например, уборка территории школы.

Мы попросили Министерство финансов включить нас в число пилотных регионов по централизации закупок. Начинаем с централизации закупок для объектов образования.

Сделали детальный анализ бюджетов объектов образования города, в том числе 53 школы и 52 детских сада.

Ежегодно ими заключаются более 130 тысяч мелких договоров на сумму в 53 млрд. тенге. Сколько времени отнимают эти процедуры, сложно даже представить! Хотим через централизацию этих закупок получить экономию в 10%, а это будет уже 5,3 млрд. тенге.

Потом приступим к централизации закупок в других сферах.

Мы запускаем программу под условным названием «Прозрачный и эффективный бюджет объектов образования и спорта с прямым участием родителей».

 

– Когда разрешится вопрос с утилизацией и переработкой отходов города?

 

Полигон города очень старый и его проблемы начались давно. Накопленный в нижних пластах газ периодически самовозгорается. Также есть люди, которые делают умышленные поджоги, чтобы собрать с полигона металлолом.

 В 2017 году полигон ТБО передан вдоверительное управление ТОО «АйСиЭм Ресайклинг».

 С этого года построенный финской компанией мусоросортировочный комплекс помогает уменьшить объемы захоронения горючего мусора.

Чтобы решить проблему мы начали готовить проект рекультивации (засыпки грунтом и утилизации газа) полигона. До конца года должны закрыть эту проблему.

Также разработано ТЭО строительства нового полигона ТБО, который расположится на 70 га земли в районе Бәйтерек.

 

 

 

– Наше общество очень сильно обеспокоено тем, что в регионе происходят ДТП, в том числе с потерей жизни наших граждан. Что Вы думаете об этом?

 

– В мирное время погибает на дорогах области 70-80 человек ежегодно, много травм и ранений. Даже сложно представить горе родных и близких.

Большинство ДТП происходит из-за высокой скорости автомашин, из-за низкой культуры вождения, плохих дорог, отсутствия опыта у водителей. Дороги ремонтируются. Ждем, когда выйдет закон, при которой можно будет наказывать «лихачей» по результатам замера средней скорости движения, например, из Уральска до Чапаева. До конца года планируем объявить конкурс на установку видеонаблюдения по ряду автодорог республиканских и по городу Уральску. Опыт показывает, что количество ДТП резко снижается, если будет жесткий контроль на дорогах. Ну, а про культуру поведения я уже сказал.

 

– Ваше видение решения некоторых неотложных задач?

 

– Я сторонник максимальной передачи бизнесу несвойственных государству функций. Детские сады, колледжи, рынок «Ел Ырысы», объекты спорта и культуры и т.д. Все можно и нужно реализовать в рынок, сохранив контрольные функции. Функции государства, такие как очистка дорог в зимний период, освещение улиц населенных пунктов, уборка мусора и т.д. уже есть переданные в частный рынок, но проблема в краткосрочности договоров. Чтобы частные компании могли закупить необходимую технику, подготовить персонал, подготовить оборотный капитал и т.д. нужны договоры на 3-10 лет, по конкурсу, с точной фиксацией прав и обязанностей государства и бизнеса на долгосрочной основе. У нас хорошее законодательство по государственно-частному партнерству, больше времени на поиск системных решений и на стратегическое управление, а бизнес сможет внедрять новации и развиваться.

 

– Сегодня все чаще власть переходит на новый формат диалога с населением. Вы с приходом на должность акима опубликовали свой номер телефона для прямого контакта с населением.

 

– Во исполнение поручения Главы государства по переходу на новый формат взаимодействия с населением на протяжении двух лет в акимате г. Уральска работает «Доступный акимат», где были приняты десятки тысяч граждан. Главная цель проекта – создание удобной площадки для приема лиц, обработки их документов. Данный проект уже реализуется в Акжаикском, Бурлинском, других районах. Формат, когда руководители основных госорганов находятся в одном зале и люди одновременно могут получить консультации и ответы на свои вопросы, крайне важен. В каждом районе и городе Уральске есть общественные представители акима области, которые помогают акимам районов с решением текущих и стратегических вопросов. Это все опытные люди, которые хорошо знают свой район, живут в городе, но часто бывают в своем районе. Личный контакт с гражданами, выстраивание грамотной обратной связи с населением позволит повысить доверие граждан к институтам власти. 

Помимо этого, я опубликовал свой ватсап-номер, куда каждый житель может направить свои идеи, предложения и проекты по развитию нашего региона. Но больше всего жалоб и обращений, по каждому из которых мы берем на контроль. Лично мне поступает огромное количество обращений. Но всего где-то 2% бывает предложений от граждан, которые хотят помочь дельными советами.

Кроме того, в областном центре работают общественные контролеры из числа местных жителей, которые осуществляют мониторинг за ходом строительства социальных объектов.

 

– Сейчас весьма актуальной становится необходимость в трансформации сознания…

 

– Важной считаю работу, которую мы начали – это изменение подходов работы госслужащих. Меньше малозначимых совещаний и мероприятий, максимальное использование смарт-технологий, фокусирование на результат и системное решение проблемы. Не все, конечно, сразу получается, некоторые сотрудники не хотят или не могут переформатироваться, много времени отнимает текущая работа и разные мероприятия, встречи.

Однако время неумолимо требует изменения подходов к работе, в осознании происходящего, в расстановке приоритетов и акцентов. Актуален критерий 4 П причем абсолютно к каждому: Профессионализм – Порядочность – Патриотизм – Преемственность. Следовать и стремиться к этим качествам должен каждый.

 

– Что Вы думаете о разрабатываемом законе о митингах? Какие места выделены для мирных собраний?

 

– В своем Послании Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев особое значение придал развитию плюрализма и гласности, защите прав граждан на мирное выражение мнения.

В регионе решениями соответствующих маслихатов утверждены 22 места для проведения мирных собраний и митингов, в том числе 5 мест в г. Уральске, например, площадь имени М. Маметовой, сквер Нефтяников (напротив стадиона имени Атояна), сквер по улице Гагарина, 105/3).

Нам необходимо обеспечить условия для законного выражения мнений и требований наших граждан. При этом любые нарушения законодательства и призывы к нарушению правопорядка будут пресекаться.

 

 

– Безусловно, на одной встрече все вопросы задать невозможно. Жителей региона волнуют вопросы качества строительства дорог, водо-, теплоснабжения, жилищный вопрос, предоставление земельных участков, строительства школ, больниц, спортобъектов и т.д. Какие еще вопросы требуют своего решения?

 

– Социальные лифты для молодежи, поддержка науки и культуры, низкая конкурентоспособность многих наших предприятий, скрытая безработица, цены на товары первой необходимости, нехватка в районах педагогов, врачей, ветеринаров, скотокрадство и так далее.

Вместе с этим, будем готовиться к юбилейным датам 2020 года. Это 175-летие великого казахского поэта, просветителя Абая Кунанбаева, 100-летие поэта Жубана Молдагалиева, 1150-летие выдающегося мыслителя и ученого-энциклопедиста средневековья Абу Насыра Аль-Фараби и 200-летие кюйши, композитора Даулеткерея Шигаева. Также в следующем году отметим 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, 25-летие Конституции РК и Ассамблеи народа Казахстана. Надо провести их достойно, интересно, содержательно. На следующий год будем более масштабно разворачивать этноаул, покажем все наше дружное многонациональное единство.

 

 

Благодарим Вас за подробные ответы на вопросы. Желаем Вам успешной плодотворной работы!

 

Роза Сыйыкова, газета «Приуралье»